ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, чтобы стало страшно (РЕЦЕНЗИЯ)

В российском прокате стартовал хоррор "Гори, гори ясно" (Brightburn). Даже не глядя на имена создателей, релиз получился интригующим: кинокомиксов на большом экране нынче хватает, а вот переосмысление супергероики в виде фильма ужасов — такого нам еще не завозили. Тем более в предлагаемом сюжете явно сквозит история самого знаменитого супергероя в мире, ставшего главным столпом жанра и настоящей иконой популярной культуры.

Что было бы, окажись Супермен злодеем? Разумеется, авторы комиксов DC уже задавались этим вопросом, благо за годы своего существования персонаж не раз перерождался, получая новые основные и альтернативные версии. В кино инкарнаций у Кал-Эла тоже немало, однако на территорию хоррора ни одна до селе не забредала.

Короче, назрело.

Разумеется, во многом тут дорожку проторил Шьямалан со своей "стеклянной" трилогией. Но если тот столкнул архетипы из комиксов с нашей повседневной действительностью, то братья Брайан и Марк Ганн, авторы сценария "Гори, гори ясно", решили, что история взросления Супермена отлично вписывается в сюжетную схему типичного фильма ужасов о еще одном ребенке из ада. И надо сказать, тут они попали в яблочко.

Идея забавная и стебная. Вполне в духе Джеймса Ганна, задолго до "Стражей галактики" начинавшего с таких вещей как "Тромео и Джульетта". Неудивительно, что он поддержал затею родственников: позвал на главную женскую роль свою любимицу Элизабет Бэнкс, с которой сработался на съемках "Слизняка", в режиссерское кресло усадил давнего (еще со времен "Порно для всей семьи") приятеля Дэвида Яровески, автора сай-фай хоррора "Рой", а сам выступил продюсером картины.

Итак, супружеская пара, живущая на ферме посреди живописных полей и лесов, молит небо ниспослать им ребенка. Небо понимает просьбу буквально: на их заднем дворе терпит крушение инопланетный корабль. Брайана растят как обычного человека, благо до двенадцати лет тот остается просто душкой и умницей. Но только забрезжит впереди пубертат — пиши пропало. Вместо прыщей лезут сверхспособности, а на уме одни лишь девчонки да космолет, спрятанный в амбаре. Из милого мальчугана Брайан почти мгновенно превращается во всесильного психопата.

Главное достоинство "Гори, гори ясно" является одновременно и его главным недостатком. Создатели попытались показать, как одна, супергеройская история, которую вы слышали тысячу раз, может быть похожа на другую, страшную историю, которую вы тоже слышали тысячу раз. Проблема в том, что, как ни крути, а это все еще история, которую мы все слышали уже тысячу раз.

И пусть режиссер старается не задерживаться нигде попусту, играя в саспенс скорее для проформы, однако поскучать на первой половине фильма все-таки придется. Если подумать, концепцию "Гори, гори ясно" можно было бы без особых потерь реализовать в коротком метре, ведь развивать ее, экспериментировать с ней тут никто не собирается.

Положение спасает старый добрый экшен. В некотором смысле этот пародийный Супермен возвращается к своим истокам: в 30-х годах до введения морального кодекса Эллсворта персонаж был подвержен вспышкам ярости и скор на расправу. А юный Брайан оказывается еще и весьма изощрен в своей жажде насилия, с толком используя возможности рейтинга R. И если промежутки между первыми убийствами, покажутся вам тягостными, а может, и невыносимыми, то ближе к финалу можно будет расслабиться. Маленький суперзлодей окончательно сходит с катушек, и получается это у него весьма кроваво, эффектно и с размахом. Эпилог так вообще вобрал в себя все лучшее: шутки, пасхалки и обязательный Майкл Рукер. В итоге из зала выходишь почти окрыленный.

"Гори, гори ясно" — это кино, которое, вероятно, могло быть лучше, но, так или иначе, его необходимо было снять. И если вы любите комиксы, а еще больше любите ужасы, то и увидеть это тоже нужно.